Время работы:
Адрес клиники:
Пн-Вс: 9:00-20:30
г. Москва, ул. Главмосстроя, д. 6, оф. 12

Психология в спорте

Бутаев З.И., Горбунов В. А., Демиденко О. И., Лебединский В.Ю.

Учебно-исследовательский центр энергоинформационных систем оздоровления «ЭНИСО» г. Иркутск


Психофизическая готовность спортсмена является основным фактором достижений в современном спорте. Неслучайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое внима­ние уделяют разработке специальных технологий подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе достиже­ний фундаментальных наук: генетики, психогенетики, кван­товой биофизики и медицины. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о создании новых технологий функциональной диагностики, а не просто о совершенствовании существующей системы научно-методи­ческого обеспечения тренировочного процесса.


Специфическими особенностями современных технологий пси­хической подготовки в спорте высших достижений, получивших в мировой практике обобщенное название «ментальный тренинг» являются: ориентация процесса систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосамотического здоровья спортсмена; обучение спортсмена трансформации психического состо­яния с целью использования в условиях соревновательной деятельности мозговых механизмов так называемого альтернативного состояния сознания; обеспечение в ходе тренировочного процесса позитив­ного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала.

Ментальный тренинг как технология психотренинга в спорте высших достижений был сформирован в середине 1980-х годов. Принципиальным отличием разработанной технологии ментального тренинга от других психотехнических методов яв­ляется долговременный систематический характер психической подготовки, непосредственно интегрированный в структуру учебно-тренировочного процесса. При этом важнейшей отличительной чертой модели ментального тренинга является выраженная психопедагогическая направ­ленность, нацеленная на формирование психических качеств и навыков, которые формируют высокий моторно-психический (психофизический) потенциал спортсмена и уверенность в достижении успеха в условиях соревновательной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что ментальная тренировка представляет собой структурно-целостную систему психической подготовки, обеспечивающую тренинг базисных психофизиологических механизмов, связанных с реализацией спортивной деятельности. Другой, и наиболее ценной для практики спорта, особенностью системы ментальной тренировки является четкая сопряженность программ психотренинга с периодами и циклами подготовки к соревнованиям. В практике психической подготовки квалифицированных спортсменов используются два варианта ментального тренинга: базовая модель и блиц-модель, рассчитанная на самостоятельное использование спортсменами для закрепления эффекта базового курса.

Программа базового курса ментального тренинга включает четыре этапа:

  • первый этап — базисный курс психотренинга, главная задача этой часта — научиться мышечному и психическому расслаблению (релаксации) и создать необходимую основу для освоения программ саморегуляции психического состояния;
  • второй этап — используется обычно после овладения базисным курсом и предназначен для развития и совершенствования важных для спорта и жизни качеств — уверенности, спокойствия, сосредоточенности, умения преодолевать трудности и др.;
  • третий этап — спортивный психотренинг — шесть программ, рассчитанных на шесть недель тренировочного процесса и нацеленных на совершенствование идеомоторных навыков и формирование установки на успех в соревнованиях;
  • четвёртый этап — курс непосредственной психологической подготовки к конкретному соревнованию, включающий четыре тренировочные программы. Ключевое значение в этом блоке имеет программа, позволяющая развить способности к срочной мобилизации психоэнергетического потенциала спортсмена.

Под психофизическим потенциалом понимается уровень моторно-психических функциональных резервов организма, генетически детерминированных по своей природе и относительно устойчиво модифицируемых в ходе долговременной адаптации к факторам тренировочных нагрузок (Бундзен П.В., 2000).


Таким образом, общая длительность базового курса ментальной подготовки составляет не менее четырех месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной подготовкой к ответственным соревнованиям и программами блиц-модели.


В свою очередь блиц-модель включает следую­щие программы: мышечная релаксация, психическая релакса­ция, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя и борьба со страхом. Естественно, блиц-модель ментального тренинга мо­жет быть использована и для краткосрочной самостоятельной тренировки. Программы могут прослушиваться групповым способом на местах проведения основных тренировочных занятий.


С целью изучения кумулятивного эффекта ментальной тренировки, совмещенной с проведением учебно-тренировоч­ного процесса в ДЮСШ «Спарта» (отделение спортивной аэробики), был проведен ряд комплексных исследований с участием специалистов-экспертов: психологов, ведущих тренеров и специалистов комплементарной медицины (специалист традиционных систем оздоровления, биоэнергет, космоэнергет). При исследовании использовались космоэнергетические каналы (Буддийский лечебный блок каналов) в определенной последовательности с добавлением иных совместимых каналов, релаксация и медитация по джайнской технике (Прекша), а также другие методологии энергоинформационного восстановления.


В обследовании приняли участие спортсмены различных возрастно-квалификационных групп (9-11, 12-14 и 15-17 лет), специализирующихся в парных и групповых упражнениях (n= 24). Перед тренингом и в конце проводилась диагностика с помощью ГРВ. Тренинг включал ряд техник, направленных на восстановление энергопотенциала спортсменов методами Космоэнергетики, биоэнергетики и методом быстрой релаксации через восприятие самих психических центров и цветов этих же психических центров в определенной строгой последовательности.


Сравнение полученных показаний, произведённых до и после тренинга в программе «аура», выявило, что в одной группе спортсменов ощущающих во время тренинга неприятные зрительные и слуховые образы произошло понижение показателей энергетического уровня «чакр» относительно показателей, полученных ранее перед тренингом.


У второй группы с пониженными показателями «аура» относительно исходных, при сравнительном анализе ауры до и после тренинга, прослеживалось снижение площади свечения и увеличение количества разрывов, продолжавшееся в течение 30 минут +- 5 минут. В дальнейшем происходило увеличение площади ауры, и нормализация положений чакр в программе «чакра». При этом в обеих группах, несмотря на некоторое временное снижение площади, общее самочувствие спортсменов (по наблюдению самих спортсменов) было лучше и веселее, чем ранее.


Часть группы, у которой в сравнительном анализе в программе «чакр» при сравнительном анализе была выявлена положительная динамика, при сравнительном анализе аур, до и после тренинга, прослеживалось увеличение площади свечения и сокращение разрывов.

Уже через одну неделю, при повторном диагностировании лиц, у которых была выявлена отрицательная динамика наблюдался стойкий положительный эффект с выровненными без разрывов и всплесков площади ауры и стабильное положение чакр в программе «чакра».


Результаты проведенных исследований могут быть обобщены в следующих основных положениях. Во-первых, было выявлено, что у спортсменов, которые использовали базовый курс ментального тренинга от 3 до 5 раз в неделю в течение 3-4 месяцев, наблюдался целый комплекс положительных и стабильных эффектов: существен­ное улучшение психоэмоционального статуса; повышение функциональных возможностей спортсменов (улучшение показателей вегетативных функций); укрепление психосоматического здоровья и повышение уровня психофизической адаптации организма спортсме­нов к физическим нагрузкам; возрастание эмоциональной устойчивости за счет стресслимитирующего эффекта, способности противостоять препятствиям на пути к достижению цели и уровня притязательности. Во-вторых, как свидетельствуют результаты внедрения ментального тренинга в систему подготовки высококвалифи­цированных спортсменов, даже 6 — недельные занятия способствуют повышению соревновательной надежности и росту спортивных результатов, что подтверждают как сами спортсмены, так и тренерский состав.


Так, используя ментальный тренинг, в период 2004-2005 гг. в ДЮСШ «Спарта» г. Иркутска было подготовлено 6 мастеров спорта и 8 членов молодёжной сборной команды России по спортивной аэробике. После курса ментального тренинга значительно повысилась соревновательная надёжность и результативность спортсменов как в индивидуальных, так и в парных и групповых упражнениях.

Литература:

  1. Бутаев З.И. Космоэнергетике – да. Тольятти: МОУ ДПОС Центр информационных технологий. – 2004. – 304с.
  2. Бундзен П.В., Загранцев В.В., Назаров И.Б., Рогозкин В.А. и др. Генетическая и психофизическая детерминация квантово-полевого уровня биоэнергетики организма спортсмена// Теория и практика физ. культуры.2002.,№6., С. 40-42.
  3. Бундзен П.В., Коротков К.Г., О.И.Макаренко Результаты и перспективы использования технологии квантовой биофизики в подготовке высококвалифицированных спортсменов // Теория и практика физ. культуры, 2003,№3,С. 26-29.
  4. Коротков К.Г. Основы ГРВ-биоэлектрографии, СПб., 2001, 350с
  5. Фусу Л., Багиров Э. Исцеляющая космоэнергетика. М: Золотой теленок, 2003.- 400с
Есть вопросы? Оставьте заявку — это бесплатно
И получите бесплатную консультацию нашего специалиста
Заполните форму и мы с Вами свяжемся
Как с вами лучше связаться?
или звоните +7 (499) 322-15-55